Некоторые термины фехтования начала 17 века
Неизвестный автор утверждает, что это выдержки из книги "Methods and Practice of Elizabethan Swordplay" Craig Turner and Tony Soper, издательство Южного Иллинойского Университета, 1990 г. Вышеупомянутые господа суммировали труды Савиолы, Ди Грасси, Сильвера, как считает автор, творивших в самый расчудесный период на земле. Книгу же автор взял из UNC library, и никогда не вернёт обратно.
Термины
читать дальшеimbroccata - такое расположение руки (боевым лезвием меча вперёд, ладонью наружу) переходящие через руку противника вниз. Так же известная как "фойн".
inquartata - шаг назад задней ногой вместе с опусканием корпуса вниз под приходящий клинок, опуская левую руку на землю для опоры, далее контратаковать по линии; также движение известно как пасата сотто.
mandritta (обезьяний удар) - горизонтальный удар, наносимый ладонью вверх, боевым лезвием меча, справа налево.
punta riversa - выполняется из положения, рука опущена вниз, "ленивая рука", (боевым лезвием вниз, ладонь внутрь), наносится из средней линии, переходит в одну из двух сторон защиты противника, обычно наносится с шагом.
riversi (реверс) - горизонтальный удар выполняется ладонью вниз, боевым лезвием меча слева направо.
stoccata (быстрый удар) - выполняется из положения, рука опущена вниз (ленивая рука), боевым лезвием вниз ладонь внутрь, поднимающимся под защиту противника ударом.
stramazone - вертикальный удар в голову (ладонь влево).
Комментарии
В оригинальном тексте, описывая положения оружия, говорится о положении ладони и сустава пальцев. Это английская традиция (иногда вместо суставов пишут о положении ногтей). Для лучшей адаптации текста я решил заменить выражение, knuckles, (что обозначает костяшки, суставы пальцев) на выражение более близкое и понятное читателю, боевое лезвие меча. Мы разделяем лезвия меча на; боевое (им мы совершаем парирования и атаки) и обратное.
Имброкката - возможно это единственный термин, который дошёл до наших дней, сохранившись в терминологии современного спортивного фехтования, правда, в более широком смысле, нежели описан здесь, подразумевая внутреннюю сторону фехтовальщика. Что же касается описанной позиции, то в ней, безусловно, можно узнать, то, что у Альфреда Хаттона названо высокой примой, и что часто в кругах людей занимающихся ролевым моделированием (оттуда и пошло) и И.Ф., не много пошло (на мой взгляд) называется сливом.
Инквартатата, она же пасато сото, Классическое выполнение этого приёма как видно из описания подразумевает уход на три точки, в конечном итоге сходное с глубоким выпадом, с той только разницей что движение происходит не шагом впереди стоящей ноги, а остановкой (шагом) ноги сзади стоящей. В современном фехтовании запрещено использовать руку как точку опоры (хотя сам приём использовался вплоть до 20 века), но для нас с вами, т.е. любителей исторического фехтования эти законы написаны. Альфред Хаттон советует выполнять это движение с ударом (уколом) в вооруженную руку противника выполняя удар снизу в запястье. Причём так, чтобы остановить её (руку) в ударе зафиксировав её на клинке. Это вполне возможно, хотя, если вас атакуют, например, горизонтальным ударом, совершенно не обязательно. Отрабатывая этот приём, я и мои товарищи без труда наносили поражение в область ног и корпуса. В общем, подобное движение рекомендовалось использовать против агрессивных противников (от себя добавлю атакующих преимущественно в голову), т.е. Инквартатата - это довольно специфическое действие, направленное на решение весьма конкретной тактической ситуации. Стоит, так же, заметить, что если в данном случае инквартата рассматривается как отдельный приём, но в итальянской традиции фехтования пасата сото обозначало один из четырёх типов перемещения шагом. При отработке инквартаты в группе мы столкнулись с рядом трудностей, впрочем, вполне прогнозируемых и очевидных.
Первое. С точки зрения ОФП и физиологии данный приём требует:
- хорошей растяжки, поскольку недостаточно низкий уход под удар грозит поражением. А глубина ухода напрямую зависит от растяжки и наклона корпуса.
- относительно хорошей физической силы ног, поскольку при отработке его мы брали за основу тот факт что в бою без остановок принятых на спортивных турнирах ФИФ даже после нанесения удачного удара придётся продолжать бой, а следовательно встать из положения глубокого выпада. Что требует хорошо развитых ног и ягодичных мышц. (Недаром в 17 – 18 веке фехтованию и балету обучались одновременно).
Второе. Соблюдения правил поединка. Выполнение этого приёма очень часто сопровождалось тем, что мы опускались на колено сзади стоящей ноги. Это не приемлемо. И хотя нет правил в ФИФ напрямую запрещающих то, что можно делать колено точкой опоры, но мы точно знаем (из семинара В.Новосёлова), в средневековье ни кто не продолжал бой, сидя на одном колене (кроме того, падать на колено крайне болезненное и травмоопасное действие).
Третье. Специфика И.Ф. такова, что при нанесении удара (если он, конечно, не горизонтальный), как правило, латная перчатка защищает руку от поражения по линии снизу, а данный удар очень сложно нанести эффективно по руке если он идёт не по линии руки. Кроме того, скорость выполнения Инквартаты в доспехах делает этот приём слишком, заметным и долго подготовляемым, а в латных ногах ещё и трудно осуществимым (не то что бы латные ноги сильно сковывали движения, но не выдерживали кожаные ремни фиксирующие латы на ногах). Вывод, который мы сделали, заключался в следующем. Возможность выполнения этого действия удачно, возрастает или уменьшается с уменьшением веса доспеха и оружия или соответственно его увеличения.
Далее мы можем прочесть о пяти разных ударах. Несмотря на сходность описания панта риверси и стокатты это два разных действия. Поскольку стокатта относительно экономичное движение, равно как и страмазоне, а панта рверса это движения, основанные на обводе оружия противника и, к тому же, в принципе колющие. По правилам ФИФ запрещены колющие удары, поэтому мы адаптировали движение панта риверся для быстрого сокращения дистанции с угрозой оружием и высокой последующей восьмой защитой с неизбежным ударом (страмазоне). То есть, вместо колющего движения, делаем замах на рубящий удар, одновременно защищаясь от, как правило, неизбежного ответа. Риверси, панта риверса и мандритта, это широкие движения. Тем не менее, это характерные движения для смешанной колюще-рубящей техники времен Ди Грасси и Савиолы, да и вообще всей итальянской школы того периода, из которой в общем произошло фехтование в современном понимании. Кстати, последние три удара являются наиболее часто используемыми в историческом фехтовании, особенно для боя со щитом и мечом.
Заключение и PS
Для современного фехтования все описание здесь действия по тем или иным причинам являются анахронизмом и уже не используются. К тому же, описанные действия характерны для рубящей техники, в крайнем случае, совмещённой. По моему мнению, список предложенных действий с такой характеристикой далеко не полон. Взять, хотя бы, Защиту св. Георгия, или горизонтальную кварту. Обе эти защиты характеризует то, что клинок находится (ладонь наружу) параллельно полу. Их суть в том, что удар принимается на сильную часть клинка, т.е. на близкую к перекрестью четверть. В случае защиты св. Георгия защищается голова (боевое лезвие вверх), а в случае горизонтальной кварты, (боевое лезвие вниз) защищаются корпус от удара снизу (как вариант стокатты). Выполнение этих защит тоже характеризуется размашистым движением приемлемым, в случае если бой идёт с применением тяжелого оружия и неприемлемым во всех других случаях.
Новое увлечение
Некоторые термины фехтования начала 17 века
Неизвестный автор утверждает, что это выдержки из книги "Methods and Practice of Elizabethan Swordplay" Craig Turner and Tony Soper, издательство Южного Иллинойского Университета, 1990 г. Вышеупомянутые господа суммировали труды Савиолы, Ди Грасси, Сильвера, как считает автор, творивших в самый расчудесный период на земле. Книгу же автор взял из UNC library, и никогда не вернёт обратно.
Термины
читать дальше
Неизвестный автор утверждает, что это выдержки из книги "Methods and Practice of Elizabethan Swordplay" Craig Turner and Tony Soper, издательство Южного Иллинойского Университета, 1990 г. Вышеупомянутые господа суммировали труды Савиолы, Ди Грасси, Сильвера, как считает автор, творивших в самый расчудесный период на земле. Книгу же автор взял из UNC library, и никогда не вернёт обратно.
Термины
читать дальше